В Мусульманстве запрещено заниматься сетевым бизнесом?
«Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) —
концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети
независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо
сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров,
имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит
из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений
(бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными или
сбытовыми агентами.
Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма вне магазинной
розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которой
сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно
устанавливают, в первую очередь, на основе личных связей, прямые
контакты с потенциальными покупателями. Продав покупателю определенный
товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема
продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают
на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом
создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных сетевых
компаниях их называют по-разному — партнерами, независимыми владельцами
бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам,
независимыми агентами и т. д.)»
В Коране неоднократно подчёркиваются следующие фундаментальные принципы правильного поведения в бизнесе:
– свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;
– справедливость;
– законность;
– этичное поведение управляющих и подчинённых;
– благотворительность и милосердие.
Свобода предпринимательской деятельности
Решающим условием экономического прогресса признаётся свобода
предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом
понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода
конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наёмный рабочий
выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет
полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках,
определённых Шариатом.
Согласно требованиям Ислама, все участники рыночных отношений должны
руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает
свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении
договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству,
свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг и монополию
и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые
одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих
норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных,
равноправных, информированных и ответственных лиц.
Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой
собственностью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь,
принадлежащую другому, если на то не дано разрешение её владельца.
Пророк (мир ему и благословение) в последней проповеди ещё раз
провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с
неприкосновенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на
этом месте Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь,
имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите Своего
Господа».
Особое место в Коране уделяется торговле: «...а Аллах разрешил торговлю и запретил рост»
(Сура Аль-Бакара, аят 275). Подробное рассмотрение правил ведения
торговли говорит не только о разрешённости, но и об одобрении честных и
взаимовыгодных торговых отношений. Открытая и равноправная конкуренция
должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и
предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не отменяет
предписанные нормы достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго
следовать этическому руководству, независимо от поведения и
вероисповедания партнёров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб
конкурентам приёмами, выходящими за рамки конкурентной борьбы.
Во всех сделках должна присутствовать взаимная договорённость и
согласие обеих сторон. Полное согласие на сделку является условием
признания её действительности: «...если это только не торговля по взаимному согласию между вами...»
(Сура Ан-Ниса, аят 29). Причём взаимное согласие не должно ущемлять
права одной из сторон, например, извлечением выгоды одной стороной за
счёт убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи
запрещены, так как здесь налицо обогащение группы лиц без усилий и
труда. Сделка должна носить честный и открытый характер.
Другими словами, законными могут быть признаны только сделки,
лишённые двусмысленности и несправедливости, но не те, которые могут
стать причиной использования доверия в своих интересах, например,
мошенничество или умышленный обман. Это подтверждается следующими
положениями Корана: «Горе обманщикам, которые, когда берут меру
/причитающуюся им/ от людей, то берут её полностью, а когда измеряют или
взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (Сура Аль-Мутаффифин, аят 13).
Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения
споров, Коран оговаривает условия заключения контрактов, которые должны
быть письменно зафиксированы и, по возможности, при наличии свидетелей.
Такая предосторожность оправдана и становится необходимой особенно в
настоящее время, когда экономические преступления и нечестное поведение
деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения
трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть
чётко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны
работодателя либо наёмного работника.
Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификаций и подделки
документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки,
признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во
всех остальных областях деятельности человека.
Согласно исламу, благое дело, совершенное благим намерение украшает этот поступок, показушность разрушает его красоту.
Все деяния мусульманина должно проявлять его смиренность, а не высокомерие.
Верующему предписано избегать любое деяние, которое может принести вред ему или другому человеку физически и морально.
Для мусульманина предпочтительно молчать, чем говорить плохое.
Мусульманин должен относиться к другим так, как он бы хотел, чтобы относились к нему. И желать другим того, что он желает себе.
Согласно исламу, благое дело, совершенное благим намерение украшает этот поступок, показушность разрушает его красоту.
Все деяния мусульманина должно проявлять его смиренность, а не высокомерие.
Верующему предписано избегать любое деяние, которое может принести вред ему или другому человеку физически и морально.
Для мусульманина предпочтительно молчать, чем говорить плохое.
Мусульманин должен относиться к другим так, как он бы хотел, чтобы относились к нему. И желать другим того, что он желает себе.
Согласно исламу, благое дело, совершенное благим намерение украшает этот поступок, показушность разрушает его красоту.
Все деяния мусульманина должно проявлять его смиренность, а не высокомерие.
Верующему предписано избегать любое деяние, которое может принести вред ему или другому человеку физически и морально.
Для мусульманина предпочтительно молчать, чем говорить плохое.
Мусульманин должен относиться к другим так, как он бы хотел, чтобы относились к нему. И желать другим того, что он желает себе.
«Не торгуйте на рынках, пока у вас не будет полного понимания религии». Умар ибн Аль—Хаттаб ( Тирмизи,«Витр», 21/487)
В мусульманских странах МЛМ -компании начали
появляться сравнительно недавно, и потому очень сложно найти серьёзные
научные работы о сетевом маркетинге в Исламе. Единого мнения по вопросу
дозволенности или запрещённости этого бизнеса нет, однако большинство
учёных и богословов выступают против существующей формы многоуровневого
маркетинга.
В Саудовской Аравии и Египте изданы фетвы, которые чётко запрещают функционирование сетевого маркетинга
в форме финансовых пирамид. Согласно этим фетвам также запрещены и все
остальные виды MLM -компаний, в которых производится выплата комиссий или
бонусов, формирующихся от вступительных взносов нижнего уровня.
Фетвы о сетевом маркетинге
В 2004 году Постоянный комитет по академическим исследованиям и изданию фетв Саудовской Аравии выпустил фетву
относительно двух компаний — Business и Hibbat al-Jazeerah, одна из
которых занимается продажей программного обеспечения по сетевой схеме.
Сразу оговоримся, что продукция этих фирм скорее фиктивна и её стоимость
во много раз превышает реальную. Первоначальная покупка товара является
фактически денежным взносом. Согласно этой фетве сетевой маркетинг
является запрещённым, ибо в основе прибыли комиссия, а не выручка от
продажи товара. При этом верхушка пирамиды нереально богатеет, и её
доходы могут превысить стоимость продукции в десятки раз.
На сегодняшний день есть российские
аналоги, которые также занимаются продажей программного обеспечения по
сетевой схеме – DST и SETinBOX, пере именовавшаяся из плачевно известной
Talk Fusion.
Почему сетевой маркетинг запрещён мусульманам:
1. Включает в себя риба (ростовщичество)
двух типов — риба аль-фадль (обмен товаров одного типа, но разного
качества) и риба аль-насиа (предполагает отсроченные платежи в большем
объёме, чем при немедленной оплате). Участник изначально тратит
небольшую сумму (вступительный взнос), чтобы потом получить больше.
Продукция в данном случае служит только прикрытием пирамиды.
2. Подобные сделки являются неопределёнными
и запрещены в Исламе. Участник не знает, будет ли он успешен в поиске
требуемого количества клиентов, окажется внизу или вверху пирамиды и
сможет ли вообще что-то заработать.
3. Эти сделки приводят к несправедливому
потреблению средств других людей, позже вступивших в сетевую компанию. В
Коране говорится: «О, вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путём, а только путём торговли по взаимному вашему согласию. И не убивайте друг друга. Воистину, Аллах милостив к вам» (Сура «ан-Ниса», 4 / 29).
Привлечение новых участников часто приводит
к мошенничеству и обману, представляя товар как цель сделки, хотя это
не так. Также людей соблазняют большой комиссией, которую, как правило,
они не получают.
Согласно фетве, работу в сетевом маркетинге
нельзя рассматривать как посредничество, так как посредник получает
вознаграждение за продажу продукта, а в МЛМ участник получает оплату за
продвижение трансакций. Вступительные взносы здесь предназначены только
для доступа к схеме сетевого маркетинга с целью получения более высоких
комиссий в будущем. Опять же оговоримся, что в данной фетве
рассматривалась деятельность конкретных компаний, чья структура схожа с
финансовой пирамидой.
Относительно недавно, в 2011 году, Дом
фетвы Египта признал сетевой маркетинг и деятельность компании QNet
незаконными с точки зрения мусульманского права по ряду причин:
1) Несоблюдение двух условий действительности современных торговых сделок.
Условие сохранения равновесия рынка.
Деятельность в сетевом маркетинге приравнивается к «встрече караванов»,
то есть покупатель или продавец не находятся на рынке и не обладают
полной информацией о ценах или качестве товара. Такая сделка является
недействительной.
Условие выгодности сделки для обеих сторон.
Чем большую прибыль надеется иметь сетевой дистрибьютор, тем больше он
рискует, поскольку очень трудно окупить усилия и получить доход.
2) Утеря экономической и юридической
защищенности теми, кто занимается этим бизнесом, поскольку не существует
законов, регулирующих отношения между сетевой компанией и покупателем.
Фактически нет юридических гарантий выплаты комиссий и бонусов.
3) Способ совершения таких торговых
операций является лишь средством получения быстрой прибыли. Хоть в
сделке и участвует товар, он не является целью, присутствуя лишь
формально.
4) В стремлении привлечь клиентов продавец может прибегнуть к обману и различным ухищрениям.
По мнению Дома фетвы Египта, сетевой
маркетинг обесценивает традиционные виды торговли, подменяет понятие
управляемого и административно регулируемого бизнеса на свободную от
руководства предпринимательскую деятельность, не несущую ответственности
и не контролирующую процесс. Всё это отрицательно сказывается на
социально-экономической ситуации.
Мнения учёных
Малазийские алимы также начали заниматься
проблемами «разрешённости» сетевого маркетинга. В Малайзии MLM-бизнес
развит очень сильно и не только в сфере продаж потребительских товаров,
но и финансовых продуктов, причем даже исламских. Интересна позиция Абд
Рахмана Захаруддина, члена шариатских советов многих малазийских банков,
который получил докторскую степень в Уэльском университете в области
шариата и исламских финансов. Доктор Захаруддин определяет операции,
реализуемые в сетевом маркетинге, как запрещённые или сомнительные с
точки зрения шариата, ибо многие из них подавляют свободу торговли. Так,
по его мнению, завышенная стоимость товаров и услуг, продаваемых через
сеть MLM, попадает под установление Пророка (салляллаху алейхи ва
саллям) о том, что продажа продукции по завышенным ценам тем, кто не
обладает достаточной информацией о ценах, является формой угнетения.
Обычно сетевые компании устанавливают
минимальный план продаж для верхнего уровня дистрибьюторов как условие
для получения комиссии за продажи нижнего уровня, что также считается по
шариату способом угнетения и принуждения. Как правило, комиссия,
полученная посредством продажи товаров и услуг, является разрешенной в
Исламе согласно Ибн Сирину, Бин Аби Рабаху, Ибрахиму Ан-Нахаи. Однако
вознаграждение в сетевом маркетинге и «пирамидах» может стать
запрёщенным, если:
— комиссия от реализации в компании зависит
от персональных продаж дистрибьютора. Контракт с подобными условиями
приводит к неясности в задаче посредника. Если он только брокер или
агент, почему его заставляют достичь определённого уровня продаж? Это
форма скрытого принуждения.
— комиссия исходит от нижних уровней,
которые уже не знакомы дистрибьютору, так как сеть очень большая. В
результате дистрибьютор верхнего уровня получает комиссию без приложения
усилий. Это может быть классифицировано как сложное посредничество,
которое попадает в категорию несправедливого присвоения чужого
имущества, а также содержит элемент азартных игр.
Доктор Захаруддин соглашается с саудийской
фетвой, считая, что отсутствие реального товара или его низкое качество
делают сделки в сетевом маркетинге недействительными, так как это
становится участием в финансовой пирамиде.
Ещё один момент, обусловливающий харамность
сетевого маркетинга — участие в MLM представляет собой два контракта в
одном, что запрещено Пророком (мир ему и благословение Аллаха).
Соглашение «два в одном» присутствует в MLM по ряду причин: во-первых,
цель первоначального взноса неясна — то ли для того, чтобы стать
участником компании, то ли для возможности покупать товары. Получается,
при уплате первоначального взноса реализуется договор обмена денежных
средств на некоторые привилегии. Во-вторых, вступив в сеть, человек
автоматически становится агентом компании для привлечения новых
участников. Таким образом, два контракта — договор обмена и агентский
договор реализуются в одном соглашении.
Захаруддин указывает и на то, что
Международная академия фикха издала правовое заключение о запрещённости
деятельности компании PT Biznas. Согласно этому документу, выплачиваемая
комиссия не является брокерской, так как включает схожую с азартными
играми деятельность.
Фетвы и научные аргументы говорят не в
пользу сетевого бизнеса. Конечно, условия деятельности дистрибьюторов
могут существенно отличаться у разных компаний, поэтому необходимо
тщательно изучить функционирование той или иной MLM-компании, чтобы
чётко запретить или разрешить участие в сетевом маркетинге.
Как правильно выбрать MLM—компанию?
Если Вы всё же решили попробовать силы в сетевом маркетинге
и считаете его разрешённым, тогда выбранная Вами компания должна
удовлетворять минимуму требований шариата. Абд Рахман Захаруддин
выдвигает следующие условия:
Реальная продажа товаров. Продукция должна быть конкурентоспособной и полезной для потребителей.
Например, товары для здоровья хорошего качества и т.д. Причем в ИТ
отрасли очень желательно, чтобы продукт (программа или мобильное
приложение) не имел бесплатных аналогов, потому что в данном случае
будет принуждение к покупке того, чем можно пользоваться бесплатно.
Продукция не должна являться золотом или серебром, так как торговля ими является формой риба аль-насиа.
Комиссия должна основываться не на количестве новых подписчиков, а на объёме продаж, которого достиг дистрибьютор. Тогда сетевой маркетинг будет опираться на реальный бизнес, а не на денежную игру.
Отсутствие минимального плана продаж для выплаты комиссии, так как данное условие заключает в себе скрытую форму принуждения.
Выплачиваемая комиссия должна быть прозрачной. Каждый дистрибьютор
верхнего уровня должен прилагать усилия для поддержки дистрибьюторов
нижнего уровня: организовывать встречи, мотивировать и объяснять технику
продаж. Это важно для обоснования получаемой им комиссии, иначе доход
будет сомнительным. Если сеть очень крупная и верхний уровень даже не
знает тех, кто под ним подписан, тогда дистрибьютор не имеет права
получать комиссию с новых незнакомых участников.
Не должна использоваться схема «пирамид».
Маркетинговый план обязан гарантировать каждому возможность получения
комиссии. Дистрибьюторы нижнего уровня при более эффективной работе, чем
у вышестоящего распространителя, должны иметь возможность получать
большую прибыль .
Структура маркетингового плана должна базироваться на договоре партнёрства (мушарака) с разделением прибылей и убытков пропорционально вложенном капиталу.
Другой малазийский учёный, доктор Мохд
Масум Биллах предлагает использовать «тест легальности MLM» для
выявления компаний, деятельность которых не противоречит Исламу.
Легальную сетевую компанию можно отличить от нелегальной пирамиды, задав
вопрос: сможет ли кто-либо заработать деньги на одном уровне, то есть
не спонсируя (не подписывая) участников ниже себя? Бизнес будет
разрешённым, пока те, кто не хотят привлекать новых дистрибьюторов,
смогут зарабатывать деньги исключительно за счёт продаж. Если же сетевой
бизнес предполагает только использование продукции в личных целях и
подписку других участников, без продаж потребителям, — это пирамида.
Общие рекомендации по выбору сетевой компании
В первую очередь обратите внимание на
товар: он должен пользоваться спросом, быть качественным и иметь
разумную цену. Важно, как долго существует фирма и сколько лет работает в
вашей стране. Как правило, надёжная компания — обычно старше пяти лет.
Отдельное внимание нужно уделить маркетинг-плану, выяснив, какие
перспективы ждут дистрибьютора, какое вознаграждение и за что положено
сотруднику на каждом этапе деятельности. Также узнайте о технических
вопросах: способах заказа и доставки товара, наличии складов,
возможности обучения и информационной поддержки.
Необходимо сказать, что решение о сетевом
маркетинге не окончательно и открыто для обсуждения. Мусульмане же
должны остерегаться сомнительного. А Аллах знает лучше.
В Мусульманстве запрещено заниматься сетевым бизнесом?
«Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными или сбытовыми агентами. Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма вне магазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которой сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь, на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продав покупателю определенный товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных сетевых компаниях их называют по-разному — партнерами, независимыми владельцами бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам, независимыми агентами и т. д.)»Оригинал публикации: http://islam-today.ru/veroucenie/nravstvennost/20-kacestv-istinnogo-musulmanina/
Оригинал публикации: http://islam-today.ru/veroucenie/nravstvennost/20-kacestv-istinnogo-musulmanina/
Оригинал публикации: http://islam-today.ru/veroucenie/nravstvennost/20-kacestv-istinnogo-musulmanina/
Бизнес по шариату
«Не торгуйте на рынках, пока у вас не будет полного понимания религии». Умар ибн Аль—Хаттаб ( Тирмизи,«Витр», 21/487)В мусульманских странах МЛМ -компании начали появляться сравнительно недавно, и потому очень сложно найти серьёзные научные работы о сетевом маркетинге в Исламе. Единого мнения по вопросу дозволенности или запрещённости этого бизнеса нет, однако большинство учёных и богословов выступают против существующей формы многоуровневого маркетинга.
В Саудовской Аравии и Египте изданы фетвы, которые чётко запрещают функционирование сетевого маркетинга в форме финансовых пирамид. Согласно этим фетвам также запрещены и все остальные виды MLM -компаний, в которых производится выплата комиссий или бонусов, формирующихся от вступительных взносов нижнего уровня.
Фетвы о сетевом маркетинге
В 2004 году Постоянный комитет по академическим исследованиям и изданию фетв Саудовской Аравии выпустил фетву относительно двух компаний — Business и Hibbat al-Jazeerah, одна из которых занимается продажей программного обеспечения по сетевой схеме. Сразу оговоримся, что продукция этих фирм скорее фиктивна и её стоимость во много раз превышает реальную. Первоначальная покупка товара является фактически денежным взносом. Согласно этой фетве сетевой маркетинг является запрещённым, ибо в основе прибыли комиссия, а не выручка от продажи товара. При этом верхушка пирамиды нереально богатеет, и её доходы могут превысить стоимость продукции в десятки раз.На сегодняшний день есть российские аналоги, которые также занимаются продажей программного обеспечения по сетевой схеме – DST и SETinBOX, пере именовавшаяся из плачевно известной Talk Fusion.
Почему сетевой маркетинг запрещён мусульманам:
1. Включает в себя риба (ростовщичество) двух типов — риба аль-фадль (обмен товаров одного типа, но разного качества) и риба аль-насиа (предполагает отсроченные платежи в большем объёме, чем при немедленной оплате). Участник изначально тратит небольшую сумму (вступительный взнос), чтобы потом получить больше. Продукция в данном случае служит только прикрытием пирамиды.2. Подобные сделки являются неопределёнными и запрещены в Исламе. Участник не знает, будет ли он успешен в поиске требуемого количества клиентов, окажется внизу или вверху пирамиды и сможет ли вообще что-то заработать.
3. Эти сделки приводят к несправедливому потреблению средств других людей, позже вступивших в сетевую компанию. В Коране говорится: «О, вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путём, а только путём торговли по взаимному вашему согласию. И не убивайте друг друга. Воистину, Аллах милостив к вам» (Сура «ан-Ниса», 4 / 29).
Привлечение новых участников часто приводит к мошенничеству и обману, представляя товар как цель сделки, хотя это не так. Также людей соблазняют большой комиссией, которую, как правило, они не получают.
Согласно фетве, работу в сетевом маркетинге нельзя рассматривать как посредничество, так как посредник получает вознаграждение за продажу продукта, а в МЛМ участник получает оплату за продвижение трансакций. Вступительные взносы здесь предназначены только для доступа к схеме сетевого маркетинга с целью получения более высоких комиссий в будущем. Опять же оговоримся, что в данной фетве рассматривалась деятельность конкретных компаний, чья структура схожа с финансовой пирамидой.
Относительно недавно, в 2011 году, Дом фетвы Египта признал сетевой маркетинг и деятельность компании QNet незаконными с точки зрения мусульманского права по ряду причин:
1) Несоблюдение двух условий действительности современных торговых сделок.
Условие сохранения равновесия рынка. Деятельность в сетевом маркетинге приравнивается к «встрече караванов», то есть покупатель или продавец не находятся на рынке и не обладают полной информацией о ценах или качестве товара. Такая сделка является недействительной.
Условие выгодности сделки для обеих сторон. Чем большую прибыль надеется иметь сетевой дистрибьютор, тем больше он рискует, поскольку очень трудно окупить усилия и получить доход.
2) Утеря экономической и юридической защищенности теми, кто занимается этим бизнесом, поскольку не существует законов, регулирующих отношения между сетевой компанией и покупателем. Фактически нет юридических гарантий выплаты комиссий и бонусов.
3) Способ совершения таких торговых операций является лишь средством получения быстрой прибыли. Хоть в сделке и участвует товар, он не является целью, присутствуя лишь формально.
4) В стремлении привлечь клиентов продавец может прибегнуть к обману и различным ухищрениям.
По мнению Дома фетвы Египта, сетевой маркетинг обесценивает традиционные виды торговли, подменяет понятие управляемого и административно регулируемого бизнеса на свободную от руководства предпринимательскую деятельность, не несущую ответственности и не контролирующую процесс. Всё это отрицательно сказывается на социально-экономической ситуации.
Мнения учёных
Малазийские алимы также начали заниматься проблемами «разрешённости» сетевого маркетинга. В Малайзии MLM-бизнес развит очень сильно и не только в сфере продаж потребительских товаров, но и финансовых продуктов, причем даже исламских. Интересна позиция Абд Рахмана Захаруддина, члена шариатских советов многих малазийских банков, который получил докторскую степень в Уэльском университете в области шариата и исламских финансов. Доктор Захаруддин определяет операции, реализуемые в сетевом маркетинге, как запрещённые или сомнительные с точки зрения шариата, ибо многие из них подавляют свободу торговли. Так, по его мнению, завышенная стоимость товаров и услуг, продаваемых через сеть MLM, попадает под установление Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) о том, что продажа продукции по завышенным ценам тем, кто не обладает достаточной информацией о ценах, является формой угнетения.Обычно сетевые компании устанавливают минимальный план продаж для верхнего уровня дистрибьюторов как условие для получения комиссии за продажи нижнего уровня, что также считается по шариату способом угнетения и принуждения. Как правило, комиссия, полученная посредством продажи товаров и услуг, является разрешенной в Исламе согласно Ибн Сирину, Бин Аби Рабаху, Ибрахиму Ан-Нахаи. Однако вознаграждение в сетевом маркетинге и «пирамидах» может стать запрёщенным, если:
— комиссия от реализации в компании зависит от персональных продаж дистрибьютора. Контракт с подобными условиями приводит к неясности в задаче посредника. Если он только брокер или агент, почему его заставляют достичь определённого уровня продаж? Это форма скрытого принуждения.
— комиссия исходит от нижних уровней, которые уже не знакомы дистрибьютору, так как сеть очень большая. В результате дистрибьютор верхнего уровня получает комиссию без приложения усилий. Это может быть классифицировано как сложное посредничество, которое попадает в категорию несправедливого присвоения чужого имущества, а также содержит элемент азартных игр.
Доктор Захаруддин соглашается с саудийской фетвой, считая, что отсутствие реального товара или его низкое качество делают сделки в сетевом маркетинге недействительными, так как это становится участием в финансовой пирамиде.
Ещё один момент, обусловливающий харамность сетевого маркетинга — участие в MLM представляет собой два контракта в одном, что запрещено Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Соглашение «два в одном» присутствует в MLM по ряду причин: во-первых, цель первоначального взноса неясна — то ли для того, чтобы стать участником компании, то ли для возможности покупать товары. Получается, при уплате первоначального взноса реализуется договор обмена денежных средств на некоторые привилегии. Во-вторых, вступив в сеть, человек автоматически становится агентом компании для привлечения новых участников. Таким образом, два контракта — договор обмена и агентский договор реализуются в одном соглашении.
Захаруддин указывает и на то, что Международная академия фикха издала правовое заключение о запрещённости деятельности компании PT Biznas. Согласно этому документу, выплачиваемая комиссия не является брокерской, так как включает схожую с азартными играми деятельность.
Фетвы и научные аргументы говорят не в пользу сетевого бизнеса. Конечно, условия деятельности дистрибьюторов могут существенно отличаться у разных компаний, поэтому необходимо тщательно изучить функционирование той или иной MLM-компании, чтобы чётко запретить или разрешить участие в сетевом маркетинге.
Как правильно выбрать MLM—компанию?
Если Вы всё же решили попробовать силы в сетевом маркетинге и считаете его разрешённым, тогда выбранная Вами компания должна удовлетворять минимуму требований шариата. Абд Рахман Захаруддин выдвигает следующие условия:Общие рекомендации по выбору сетевой компании
В первую очередь обратите внимание на товар: он должен пользоваться спросом, быть качественным и иметь разумную цену. Важно, как долго существует фирма и сколько лет работает в вашей стране. Как правило, надёжная компания — обычно старше пяти лет. Отдельное внимание нужно уделить маркетинг-плану, выяснив, какие перспективы ждут дистрибьютора, какое вознаграждение и за что положено сотруднику на каждом этапе деятельности. Также узнайте о технических вопросах: способах заказа и доставки товара, наличии складов, возможности обучения и информационной поддержки.Необходимо сказать, что решение о сетевом маркетинге не окончательно и открыто для обсуждения. Мусульмане же должны остерегаться сомнительного. А Аллах знает лучше.